Во времена СССР машины ВАЗа успешно продавались в страны Восточной Европы. Но однажды в Тольятти поняли, что пора авто переправлять через океан.
Просто бизнес
Нет, речь шла не о США. На предприятии хорошо понимали, что звездно-полосатый рынок «Жигулям» не по плечу. А вот северный сосед — Канада — более чем приемлемый вариант. Поэтому было принято решение о его освоении. Тем более, лицензия на производство Fiat-124 обошлась в копеечку, и деньги нужно было возвращать, причем в валюте. Проще всего это было сделать, наладив экспорт.
Хотя план был амбициозным, в его успешности никто не сомневался. Поскольку в то время продукция ВАЗа являлась вполне конкурентоспособной. Это подтверждал вполне приличный спрос на «Жигули» как в странах Восточной Европы, так и в Западной. При этом у советской продукции был существенный плюс — машины стоили гораздо дешевле конкурентов. Они находились в одной ценовой категории с автомобилями более низкого класса.
Благодаря европейскому опыту стало понятно, что для привлечения покупателей машины нужно немного подретушировать. Снять с них, так сказать, аскетичный налет. Поэтому экспортные «Жигули» оснащались люками в крыше, спойлерами, декоративными накладками, легкосплавными дисками и прочими «бонусами», которые рядовым советским гражданам были недоступны.
Операция Conquest
В конце 1970-х появилось специальное предприятие LadaCanada Inc., в чьи обязанности входила продажа «Жигулей» на североамериканском рынке. Для этого с Канадой был заключен контракт на пять лет, где были прописаны детали поставки ВАЗ-2106 за океан.
И вскоре в Канаду прибыли модели под индексами 21061−37 и 2106−37. В народе ходили легенды, мол, это «совершенно другие автомобили». И лонжероны у них повышенной прочности, и окраска двойная, и комплектации жирнее.
По большому счету, ничего из этого реальности не соответствовало. Единственное, что действительно пришлось переделывать — это бамперы. Они были из алюминиевого сплава, чтобы удовлетворять жестким требованиям безопасности, действовавшим в Канаде. По тамошним требованиям, бампер должен был без последствий выдерживать удар на скорости до 5 миль в час. Поэтому советские инженеры оснастили бампера гидравлическими опорами, которые в случае удара поглощали энергию.
Помимо этого, машинам слегка подправили экстерьер. Например, оранжевыми стали стекла «габаритов» на подфарниках, а в задних фонарях указатели поворота стали красными.
Спустя некоторое время экспортные автомобили обзавелись силовыми брусьями безопасности, которые разместили в дверях. В случае удара они должны были уменьшить деформацию как дверей, так и самих проемов.
Чтобы получить разрешение на продажу автомобилей в Канаде, советским инженерам пришлось повозиться и с нормами токсичности: они были куда жестче, чем в СССР. Так на машинах появились каталитический нейтрализатор и абсорбер.
Расширенный ассортимент
С 1980 года на канадский берег начались поставки еще одно «гражданина СССР» — внедорожника «Нива». До этого его успели более чем успешно протестировать на рынке Европы.
Версия для Канады получила название Trek. Ее, как и «шестерку», подогнали под жесткие требования.
Спустя четыре года Волжский автозавод расширил ассортимент товаров. Покорять Канаду отправился ВАЗ-2105, который окрестили Lada Signet. А вслед за ним — ВАЗ-2107. Спустя три года в Канаде появилась еще одна советская новинка — ВАЗ-2104 (Signet Wagon).
ВАЗ-2107 позиционировался как улучшенный вариант модели 2105. Поэтому и назвали ее Signet GL. Оптику, как и на всех экспортных моделях, подогнали к североамериканским стандартам.
Дальше — больше. В 1987 году в Канаду привезли абсолютно новую модель — переднеприводную «восьмерку». Ее, как и предыдущие машины, сначала «обкатали» в Европе, прежде чем отправить за океан.
Как показывала статистика, советские автомобили пришлись канадцам по душе. Например, в 1978 году они разошлись примерно тысячным тиражом. Но уже в следующем их было продано около 6 тысяч. А к началу 1980-х цифра стала еще более впечатляющей — около 13 тысяч.
Растущую популярность «Жигулей» заметили и в США. В 1979 году фирма Satra Industrial решила наладить экспорт советских машин уже на звездно-полосатый берег. Но из этой затеи ничего не вышло. Стоило СССР ввести войска в Афганистан, США тут же оборвали все торговые связи.
Не осталась в стороне и Канада. Против хозяев «Жигулей» была организована целая кампания. Так, многие хозяева АЗС запретили своим работникам обслуживать советские авто.
Тем не менее, поставки машин продолжились даже после развала СССР. «Жигули» продержались на канадском рынке до 1993 года, представители семейства «Самара» — до 1997 года.
В принципе жигули нормальное авто. Сам отъездил на «шестёрке» года два (пока прова не забрали))) Очень мягкое авто. Ничего не ломалось, менял только расходники.
Шестерка»- что не говорить, была очень удачная модель..Четыре фары что только стоили..Мой первый автомобиль, с «троечным» двигателем. Проездил на данной машине 15 лет..Так что надо отдать должное.. Проблем в ходе эксплуатации не было-таких, проблемных я имею ввиду..Вовремя масло поменять, все фильтра и машина всегда готова к бою..Во вторых просто в ремонте. Запчасти со временем достать стало без проблем..Двигатель прошел на момент мой продажи 452тыс..Я считаю, что это очень хорошо..Конечно со временем были переделаны сидения передние, ну кое какие прибамбасы. а так я и сейчас вспоминаю только с хорошей стороны.
Интересная статья не знал что в СССР наши жигули продавали за рубеж и что они пользовались спросом Интересно а сейчас наши лады пользуются спросом Считаю статью полезной об истории отечественного автопрома
Да наша шестерка-очень удобная машина. Действительно — не прихотливая, такая рабочая лошадка и если за ней правда следить, практически не убиваемая. Зимой в ней тепло, а то что её экспортировали не только в страны Варшавского договора, а ещё и на Американский континент действительно не знал. Хорошая статья.