В 1916 году на окраине Москвы началось строительство завода АМО («Автомобильное Московское Общество»), его производственная программа предусматривала выпуск как грузовых автомобилей по чертежам компании ФИАТ (FIAT), так и штабных легковых по лицензии французской фирмы Точкисс» (Hotchkiss).
Грузовики АМО-Ф-15 по образцу ФИАТа завод изготовлял в 1924-1931 годах. После реконструкции с осени 1931 года АМО был переименован в «Завод имени Сталина» (ЗИС) и выпускал грузовые автомобили и автобусы. Свое наименование предприятие еще раз изменило летом 1956 года — оно стало называться «Завод имени Лихачева» (ЗИЛ), в честь Ивана Алексеевича Лихачева, который два с половиной десятилетия был его директором.
К легковым автомобилям ЗИС обратился в 1936 году. Первым стал представительский
лимузин ЗИС-101, конструкция которого базировалась на американской модели «Бьюик Эйт» (Buick Eight) серии «90». Технологически сложная машина выпускалась вплоть до 1941 года. За пять лет было сделано 8752 автомобиля.
лимузин ЗИС-101, конструкция которого базировалась на американской модели «Бьюик Эйт» (Buick Eight) серии «90». Технологически сложная машина выпускалась вплоть до 1941 года. За пять лет было сделано 8752 автомобиля.
После окончания второй мировой войны ЗИС вернулся к изготовлению представительских
машин, но в более скромных масштабах. Автомобиль ЗИС-110 был разработан на основе американских моделей «Паккард-180» (Packard) образца 1941 года и «Бьюик Лимитед-90» (Buick Limited). В период с 1945 по 1958 годы их было изготовлено 2089 штук, включая модификации кабриолет, фаэтон, такси и машина скорой помощи. Надо также отметить, что для высшего руководства страны завод выпустил бронированный вариант ЗИС-110, который назывался ЗИС-115. Всего было выпущено около 30 экземпляров этой модели. По сравнению с ЗИС-110 он весил не более 5000 кг.
машин, но в более скромных масштабах. Автомобиль ЗИС-110 был разработан на основе американских моделей «Паккард-180» (Packard) образца 1941 года и «Бьюик Лимитед-90» (Buick Limited). В период с 1945 по 1958 годы их было изготовлено 2089 штук, включая модификации кабриолет, фаэтон, такси и машина скорой помощи. Надо также отметить, что для высшего руководства страны завод выпустил бронированный вариант ЗИС-110, который назывался ЗИС-115. Всего было выпущено около 30 экземпляров этой модели. По сравнению с ЗИС-110 он весил не более 5000 кг.
Конструкции ЗИС-101 и ЗИС-110 разрабатывались с оглядкой на американскую инженерную школу. Эти машины первыми в советском автомобилестроении комплектовались рядными 8-цилиндровыми двигателями, синхронизаторами в коробке передач, гипоидными главными передачами. Их оборудование включало радиоприемник, отопитель, гидравлические стеклоподъемники, стеклянную перегородку за передним сиденьем. Нужно отметить, что обе модели выпускались достаточно крупными сериями и использовались не только как служебные, но и в качестве такси, санитарных машин, а также (в очень небольших количествах) находились в руках индивидуальных владельцев.
Последующие представительские модели завода были ориентированы исключительно на обслуживание верховных государственных учреждений и членов правительства. Масштабы выпуска стали определяться потребностями заказчиков: 10-25 машин в год. Что касается конструкции, то она вновь следовала тенденциям американского автомобилестроения: V-образные 8-цилиндровые двигатели большого литража, гидромеханические коробки передач, многокамерные карбюраторы, гидравлические толкатели клапанов, лонжеронные рамы и широкий набор устройств, направленных на повышение комфорта. Большое внимание уделялось повышению надежности и безопасности. В частности, дублировались системы зажигания, подачи топлива. Наибольшая часть машин оснащалась кузовами лимузин, хотя мелкими партиями выпускались модификации с кузовами кабриолет, седан и даже универсал медицинского назначения.
После ЗИС-110 завод изготовлял ЗИЛ-111 (1958-1961 гг.), ЗИЛ-111Г (1963-1967 гг.), ЗИЛ-114 (1967-1977 гг.) и ЗИЛ-115 (с 1977 года). ЗИЛ-111 стал первым советским автомобилем с кнопочным управлением коробкой передач, электрическими стеклоподъемниками и кондиционером. На ЗИЛ-111Г впервые в СССР появилась четырехфарная система освещения, на ЗИЛ-114 — торсионная подвеска передних колес, дисковые тормоза, регулируемое по углу наклона рулевое колесо. Он оснащался центральной блокировкой дверных замков, атермальными стеклами, дистанционным управлением радиоприемника. На его базе выпускался укороченный вариант ЗИЛ-117 с кузовом седан.
Дальнейшим шагом вперед в техническом отношении стал ЗИЛ-4104, который в различных модификациях выпускается и поныне. Завод за последние годы создал также опытные образцы новой заднеприводной представительской машины, но дальше постройки нескольких вариантов дело не пошло.
Очень надёжная и безопасная машина. И дороги любые выдерживала и выдерживает.