Класс мотардов, или супермото, отнюдь не радует любителей этого типа мотоциклов большим разнообразием. Одним из весьма популярных представителей этого класса является Yamaha XT 660X — конструктивно простой мотоцикл, построенный с применением проверенных технических решений. Он имеет много общего с эндуро Yamaha XT660R, отличаясь от него колёсами, вилкой, подвесками и тормозами.
Мотардов этой кубатуры не очень-то и много на вторичном рынке — навскидку из конкурентов приходит на ум разве что Honda FMX 650. Правда, в отличие от конкурента от «Хонды», продержавшегося на конвейере всего пару лет и не завоевавшего популярности из-за своей архаичности, XT 660X выпускается и по сей день (на момент 2017 года). Мотоцикл, надо признать, получился удачный во всех отношениях — с хорошим мотором, цепкими тормозами и отличной ходовой.
В качестве двигателя для Yamaha XT 660X японцы используют многим уже известны 659-кубовый мотор Minarelli, выдающий 48 л.с. и почти 60 Нм крутящего момента. Мотор отлично себя чувствует на средних оборотах, но и с низов тянет очень уверенно, резво стартуя со светофоров. Более того, он оказался настолько удачным, что было принято решение ставить его же и на другую, более современную модель — Yamaha MT-03. В результате по динамике XT 660X вполне способен поспорить с аналогичными по кубатуре «европейцами» от Husquarna и KTM.
В целом же этот мотоцикл нельзя назвать особо технологичным. Ничего сверхсовременного в нём нет — простая стальная рама, не менее простая телескопическая вилка, обычная 5-ступенчатая трансмиссия, несколько грубо работающая, но надёжная, как кирпич. Передачи включаются с заметным содроганием всего мотоцикла, особенно на холодном моторе — визитная карточка Yamaha. Заметим, впрочем, что привыкаешь к такому характеру КПП за день-два езды, и неудобств эта особенность не доставляет.
Солидная высота по седлу (875 мм) намекает, что Yamaha XT 660X — мотоцикл не для коротконожек. Сухая масса в 173 килограмма тоже чувствуется, особенно когда отчаянно пытаешься упереться обеими ногами в асфальт, чтобы выкатить мотоцикл задом наперёд с парковки. Широкий руль предполагает наличие длинных рук у мотоциклиста — благо, при желании эту деталь несложно заменить. В целом же габариты у этого мотоцикла весьма скромные, и он отлично прошивает городские пробки. А вот для двоих он тесноват — что поделаешь, мотарды — мотоциклы для эгоистов. Вдвоём прокатиться, конечно, можно, но трястись на узком и жёстком пассажирском месте — удовольствие сомнительное.
Весомое достоинство этой модели — длинноходные подвески (свободный ход составляет по 200 мм и спереди, и сзади; задний амортизатор — прогрессивный). Они легко и непринуждённо глотают дорожные неровности, а солидный клиренс позволяет XT 660X при необходимости штурмовать бордюры и лестницы. Даже сотрудники мотополиции, как показывает практика, часто игнорируют мотарды в городе, так как прекрасно знают, что опытный мотоциклист на подобной технике почти неуловим — при желании он может уйти от погони теми путями, которыми другие мотоциклы попросту не проедут.
Для городской езды динамики XT 660X хватает за глаза — первую «сотню» он разменивает за 5 секунд. Недостаток тяги на правой ручки начинает ощущаться после 120- 130 км/ч, и тогда же появляются неприятные вибрации, по мере набора скорости лишь усиливающиеся. Ветрозащита отсутствует напрочь. Ну а что вы хотели? Это же мотард, король улиц, а не мотоцикл для дальняка. Кушает он, кстати, умеренно — в среднем около 5,5 литров на сотню, хотя, конечно, если активно крутить ручку газа, расход стремительно возрастёт. Впрочем, 15-литровый бензобак позволяет нечасто вспоминать о необходимости заправиться.
Какой итог? Можно сказать, что Yamaha XT 660X — один из лучших в своём классе мотоциклов. Отчасти потому, что он действительно хорош — надёжный и выносливый, он легко ремонтируется собственными силами в гаражных условиях. А отчасти потому, что любителям мотардов выбирать особо и не из чего — кроме XT 660X, в той же кубатуре представлены разве что вышеупомянутый FMX 650 и дорогие европейские байки.