Установка газового оборудования позволяет существенно сэкономить на эксплуатации автомобиля. Если сравнить пропан-бутан и обычный бензин, то водителю удастся сократить свои затраты где-то на треть, перейдя на ГБО.
Всё газовое оборудование условно можно поделить на поколения. Первое вышло ещё в далёком 1996 году. Его конструкция была максимально простой, а экологический стандарт соответствовал Евро-1. Тем не менее устройство снискало немалую популярность. За счёт невысокой цены и большой экономии. К тому же его было просто монтировать.
Даже сейчас на рынке ещё можно отыскать аппараты первого поколения. Всё дело в том, что несмотря на действующий в России общий экологический стандарт для автомобилей Евро-4, многие водители устанавливают на свои машины газовое оборудование первого или второго поколения.
КАКОЕ ГАЗОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ЛУЧШЕ ВЫБРАТЬ
Существует множество компаний, которые занимаются выпуском газового оборудования. Мало того, их модификации могут иметь электромагнитные форсунки и уникальные блоки управления, работающие практически со всеми моделями автомобилей.
Тем не менее вне зависимости от компании-производителя всё газовое оборудование можно поделить на пять поколений. Каждое представляет собой очередной виток эволюции автомобилестроения.
ПЯТЬ ПОКОЛЕНИЙ
О первом поколении уже было упомянуто выше. Данное газовое оборудование применяется на карбюраторных двигателях. Система работает на вакуумном управлении и обладает механическим дозатором.
Газовое оборудование первого поколения устанавливается только на машины с карбюраторными двигателями. Если монтировать данную систему в инжекторные модели, то в процессе работы будет образовываться выхлоп.
Второе поколение обрело электронный дозатор, а во всём остальном осталось схожим с первым, за исключением мелких нюансов. Данное газовое оборудование свободно монтируется на автомобили с инжекторными двигателями. К сожалению, полностью избавиться от обратного выхлопа инженерам не удалось.
Электронный дозатор действует на основе показаний датчика кислорода. Результатом подобного симбиоза является отточенное до мелочей дозирование пропан-бутана. Газовое оборудование отлично приспосабливается к любому режиму работы и в зависимости от него впрыскивает нужное количество смеси.
К сожалению, и в газовом оборудовании второго поколения есть один серьёзный недостаток — оно не может нормально работать с новыми системами бортовой диагностики, такими как ОБД или ЕОБД.
Третье поколение газового оборудования было неким эволюционным рывком, который закончился полным провалом. Разработчики не смогли дотянуть до стандарта Евро-3. В список недостатков системы также можно добавить замедленную реакцию по корректировке состава смеси.
К счастью, на замену третьему поколению пришло четвёртое, и это был настоящий фурор газового оборудования. Новая система полностью избавилась от обратного выхлопа и научилась работать со всеми моделями бортовых блоков диагностики.
Неудивительно, что именно эта модель стала самой популярной в восточной Европе. Миллионы систем были проданы за прошедшие годы. Чтобы как-то упростить выбор разобьём все компании-производители по сегментам. В первый будут включены бюджетные бренды:
- Atiker (Турция),
- SEC (Польша),
- Agis (Польша).
Конечно же, при желании можно вспомнить ещё с десяток китайских компаний, но качество их оборудования вызывает серьёзные сомнения.
Примечательными чертами газового оборудования бюджетного класса является низкое качество форсунок. Программное обеспечение также желает лучшего. Среди устройств за такую цену вряд ли удастся найти аппарат, который отвечает стандарту выше Евро-2.
Ко второму классу принадлежит газовое оборудование при создании которого использовались более качественные материалы. В результате оно отвечает стандартам Евро-2—4. Всё зависит от компании, которая произвела аппарат. Лучшими в этом сегменте считаются:
Первые три компании являются итальянскими, последняя польской. Эти бренды считаются на рынке крепкими середнячками. Поэтому их оборудование пользуется большим спросом на рынке России.
В премиум сегменте расположилась итальянская компания BRC. Она выпускает первоклассное газовое оборудование четвёртого поколения. Мало того, это, пожалуй, единственный бренд, продукция которого соответствует классу Евро-5.
Газовое оборудование пятого поколение обязательно должно соответствовать высшему экологическому стандарту. Теперь газ попадает в цилиндры сразу в сжатом виде. Форсунки являются электромагнитными
Устройство пятого поколения обеспечивает запуск двигателя даже при минусовой температуре без каких-либо проблем. К недостаткам можно причислить повышенную восприимчивость к плохому газу и сложность в ремонте.
Лучшей в производстве газового оборудования пятого поколения считается компания Vialle. Её модели LPdi и LPfi могут работать практически на любых моторах. В системах первого типа необходимость в наличии бензина просто отсутствует. Во втором случае ГБО устанавливается на машины с последовательным впрыском. Проще говоря, здесь без бензина не обойтись.
УСТАНОВКА ГАЗОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ
После того как ГБО выбрано, остаётся его установить. Но чтобы всё прошло так, как нужно, необходимо подойти к этому вопросу максимально внимательно. Во-первых, вы как водитель должны знать, что самостоятельно можно установить любую систему четвёртого поколения и ниже. Во-вторых, для того чтобы техника служила вам верой и правдой многие годы — необходимо всё делать по инструкции.
ПОДГОТОВКА
Любые ремонтные или монтажные работы начинаются с подготовки. Перед тем как начать установку газового оборудования проверьте всё ли есть в комплекте поставки. Стандартный набор складывается с таких элементов:
- вакуумный редуктор,
- пластиковые фланцы,
- трубопроводы,
- хомуты крепления,
- смеситель,
- газовый клапан,
- заправочный вентиль,
- тройник подачи газа,
- гофрированный рукав,
- бензиновый клапан,
- цилиндрический баллон с мультиклапаном,
- пара тройников,
- индикатор уровня газа,
- хомуты для трубопроводов,
- пульт управления.
После того как проверка закончена, и вы убедились, что все комплектующие на месте можно приступать к непосредственной установке.
ИНСТРУКЦИЯ ПО УСТАНОВКЕ
Рассмотрим монтаж ГБО на примере системы от компании Lovato. В процессе работы не пропускайте этапы, оставляя всё сложное на потом. Делайте всё чётко по схеме. В противном случае система может подвести вас в любой момент. Процесс установки состоит из таких этапов:
- Начать нужно с размещения редуктора. Его нужно устанавливать невдалеке от карбюратора. Если речь идёт об инжекторном двигателе, то возле инжектора. Деталь нужно закрепить продольно.
- Бензиновый клапан нужно разместить в левой стороне подкапотного пространства. Он врезается в шланг бензонасоса.
- Газовый клапан закрепите с другой стороны отсека на моторном щите.
- Под инжектор или карбюратор нужно установить миксер.
- Просверлите два отверстия в полке багажника диаметром в десять миллиметров каждое.
- Баллон необходимо установить так, чтобы не было контакта баллона и металла на полосе.
- Заправочный вентиль крепится под задним бампером. Дальнейшее расположение не имеет значения, главное, чтобы вам было удобно им пользоваться.
- Протяните трубопровод к вентилю через лонжерон.
- Блок управления лучше всего установить в салоне.
Как видите, инструкция не представляет особой сложности. Просто чётко следуйте каждому этапу и вскоре ваша машина будет ездить на газу. Тем не менее это общий алгоритм установки. В зависимости от машины и типа ГБО он может иметь существенные отличия.
Если же говорить про установку газового оборудования, описанную выше, есть ещё несколько рекомендаций, которые позволят вам максимально эффективно и надёжно закрепить систему.
Трубопровод к клапану желательно прокладывать там же, где и бензиновые трубы. Если же подобный вариант монтажа газового оборудования невозможен — избегайте движущихся деталей. Прокладывайте провод как можно дальше от трансмиссии и подвески.
Перед тем как начать установку газового оборудования на любом автомобиле потратьте немного времени и изучите конструкцию машины. Это позволит вам заранее наметить самые лучшие места для монтажа и размещения деталей.
Ещё один важный момент. Если у вас в комплекте идёт медный провод, замените его на пластиковый. Так вам будет гораздо легче его прокладывать. Медь не очень хорошо гнётся, поэтому работать с ней бывает тяжело.
РЕМОНТ ГАЗОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ НА АВТОМОБИЛЕ
Здесь нужно все делать так же, как и в предыдущем разделе. Чётко следуйте инструкции, и вы сможете восстановить газовое оборудование без особых проблем. Всё начинается с диагностики.
В большинстве случаев сама поломка указывает на характер ремонтных работ. Допустим, если двигатель, подключённый к газовому оборудованию, не включается или перестаёт работать во время движения, значит, причины неисправности могут быть такими:
- Сформировавшийся в системе иней. Чтобы решить проблему запустите мотор при минус пяти градусах по Цельсию, а потом прогрейте помещение до сорока градусов. После чего включайте газ. Кстати, это желательно делать в гараже. Для нагрева можно использовать несколько обогревателей.
- Испарение охлаждающей жидкости — исправляется простым доливанием субстанции до нормального для работы уровня.
Часто водителями после долгой эксплуатации газового оборудования наблюдается снижение мощности. К этому приводят такие причины:
- Неисправный фильтр газового клапана. Для решения проблемы замените цилиндр.
- Неправильно настроенный вентиль второго клапана — увеличьте подачу газа.
- Нестабильная работа дозатора — поверните винт редуктора на половину оборота.
Главное правильно определить поломку. Это позволит потом оперативно восстановить работоспособность газового оборудования.
ИТОГИ
Газовое оборудование позволяет существенно экономить на топливе. К тому же его по силам установить каждому автомобилисту. Ремонт также проходит быстро и легко, если дело не касается пятого поколения, тогда нужно обращаться в сервис.
Установка газобаллонного оборудования — серьезное вмешательство в конструкцию машины. Однако многие автовладельцы решаются на такую переделку, не страшась даже потерять гарантию. Ведь каждый пройденный на газе километр обходится в среднем на треть дешевле, чем на бензине.
Довольно интересные советы по газоборудованию Кое-что для меня было в новинку Спаибо авторам за статью