Поговорку «тормоза придумали трусы» используют до первой аварии. Чтобы не учиться на собственных шишках стоит сразу же овладеть необходимыми навыками торможения.
Зачем на велосипеде два тормоза?
Самый распространенный стереотип гласит, что тормозить нужно только задним тормозом. Зачем же тогда на горных велосипедах установлено два тормоза – на заднее колесо и переднее? Дело в том, что экстренное резкое торможение (сильное зажимание тормозных ручек) может привести к блокированию колес. При блокировании переднего колеса есть вероятность перелететь через руль, из-за чего вероятно и появился такой стереотип. Но при пережимании заднего тормоза появляется скольжение (юз) заднего колеса и это может привести к падению на бок. При этом именно на передний тормоз приходится около 75% силы торможения, а значит использование лишь заднего тормоза неэффективно. Также бывают такие случаи, когда только заднего тормоза недостаточно, например, на резких и затяжных спусках. Отсюда основное правило торможения — использовать оба тормоза, именно такое торможение дает меньший тормозной путь и более безопасное.
Стандартно ручка переднего тормоза установлена под левую руку (у большинства людей более слабую), а заднего — под правую. Так более слабая рука выжимает не так резко передний тормоз, а правая рука тормозит более уверенно.
Как правильно тормозить?
Рекомендуем держать руку на руле так, чтобы при любой ситуации как можно скорее применить тормоз, для этого можно несколько пальцев всегда держать высунутыми на тормозных ручках. При обычном торможении следует уверенно выжимать задний тормоз и подтормаживать передним. При экстренном торможении центр массы резко переместится с заднего колеса на переднее, чтобы не наскочить на руль рекомендуем сдвинуться максимально назад, по возможности за седло.
Юз колеса наиболее вероятен на скользких поверхностях (после дождя, лед, грязь, спуски с мелкой щебенкой) — на таких участках следует контролировать задний тормоз и сильно его не пережимать. На скользкие поверхности (железнодорожные пути, предметы после дождя и пр.) заезжать следует по-прямой под углом 90º. Если выехать, например, на скользкий корень под острым углом, колесо может соскользнуть и велосипед подвернется.
На неровных поверхностях (каменистые участки, сильно разбитый асфальт, пересохшая земля) когда велосипед подпрыгивает следует контролировать передний тормоз и сильно его не пережимать, чтобы не приземлиться на заблокированное переднее колесо, что неминуемо приведет к падению через руль. Если переднее колесо неожиданно оказалось пробитым, используйте только задний тормоз.
Перед поворотом тормозите заблаговременно, вход в поворот на большой скорости вероятно приведет к аварии. Перед светофорами оптимально притормаживать и ехать накатом, чтобы не применять резкое торможение и эффективно использовать заданный темп. Резкие маневры и постоянное торможение отбирают больше сил, поэтому просчитывайте свои действия наперед.
Много лет ездил на велосипеде и, увы, не знал, что есть такое понятие как «правильно тормозить». Я просто нажимал на тормоза, иногда при этом падал. Благодаря статье, понял свои ошибки.
А ведь реально, даже не задумывалась о том, как правильно тормозить. Жмешь тормоз и останавливаешься. Да и останавливала велосипед задним тормозом.
Полезная статья!