Есть люди, которые безошибочно определяют, был ли мотоцикл в угоне или ДТП, просто посмотрев на фотографию железного коня в интернете и прочитав сопроводительный текст объявления. Они не оракулы и не экстрасенсы. Некоторые признаки опасной покупки можно определить, даже не общаясь с продавцом лично. Перечитайте на всякий случай текст, в котором описываются самые распространенные ошибки покупателей, и не повторяйте их!
1. Затертый госномер
Первая ошибка – это обращать внимание на объявления, где госномер умышленно затирают или прячут. Почему? Дело в том, что например, в России по госномеру через базу ОСАГО можно «пробить» VIN-код, а уже по нему узнать подробную инфо о продаваемом мотоцикле. В Украине это сделать сложнее, но тоже можно. Номера в объявлениях затирают в двух случаях: либо продавцу есть, что скрывать, либо он просто параноик.
2. Продавец скрывает VIN- код
VIN-код – это идентификационный номер транспортного средства. Зная его, вы можете через бесплатные или платные сервисы узнать много интересной информации. Например, о количестве владельцев, ДТП, угонах, штрафах, пребывания мото в залоге или кредите, о таможенных ограничениях. А иногда даже реальный пробег.
Но этот набор цифр и букв не является секретной или личной информацией. Как и госномер, его скрывают только в двух описанных ранее случаях. Если вы не можете определить VIN-код по госномеру, то можно просто позвонить продавцу и попросить прислать фото таблички.
Как только вам начнут ездить по ушам, мол, опасаются мошенников и не будут ничего присыл
ать, то не тратьте свое время и просто вешайте трубку. Если мот с мутной предысторией, там все понятно. Но, если человек продает чесный мотоцикл и не собирается никого нахлобучивать, то это просто идиотизм.
Байк – это не машина, чтобы узнать VIN-код даже не нужно открывать капот или дверь, достаточно лишь взглянуть на боковую часть рамы. А через онлайн-сервисы в течение 10 минут можно узнать всю интересующую информацию. При осмотре обязательно сверяйте VIN-код на раме и в техпаспорте. Банально, но некоторые забывают это делать и получают кучу проблем.
3. Покупать незнакомую модель
У одной модели одни «болячки», у другой – иные. Одна начинает сыпаться там, другая тут. Вы должны до покупки знать о мотоциклах все. Бывают случаи, когда человек покупает старенький и довольно редкий байк, и пригоняет его на СТО для «капитала». И тут оказывается, что нужные запчасти не просто не выпускаются, а их вообще нет нигде.
4. Ехать на встречу в одиночку
Если вы пришли в назначенное продавцом место с крупной суммой в кармане, есть вероятность, что «цивилизованные люди» просто надают вам по голове. И прощай мечта о новом байке. Так что берите с собой как минимум одного человека, а лучше двух-трех, ведь продавцов в спортивных костюмах может оказаться намного больше, чем вы предполагаете.
5. Верить на слово
Грубейшая ошибка. Вообще не важно, кто выступает в роли продавца: обычный частник, продавец в мото салоне или друг детства. Когда нужно спихнуть «проблемный» мотоцикл, врут все. Поэтому, чтобы вам не сказали – все проверяйте. Предысторию, документы, техническое состояние. Все! Даже, если продавец не врет, он может просто чего-то не знать.
6. Покупка без полного технического осмотра
Очевидный пункт. Но есть покупатели, которые выслушав продавца, с видом знатока и пару раз крутанув газ, отсчитывают кровные. Технический осмотр должен быть настолько полным, насколько это вообще возможно.
Если продавец прямым или косвенным способом осложняет вам проверку мотоцикла (тесный гараж, ночь, дождь), это значит, что с байком что-то не так. Вам, конечно, не дадут прямо на месте разбирать мотоцикл, но по многим признакам можно понять, что перед вами хлам или годный экземпляр.
Если вы не разбираетесь в технике, то обязательно берите с собой того, кто разбирается. И никогда не соглашайтесь на услуги знакомых продавцу местных механиков. У них вполне может быть договорняк с продавцом.
Если вы покупаете мотоцикл в салоне у официального дилера, это не гарантия, что с ним все хорошо. Были случаи, что при транспортировке байк повреждался, дилер его восстанавливал и продавал его, как новье. Через полгода владелец обнаруживал следы ремонта, ехал к официалам, а они такие: «А мы не знаем, что ты делал с мотоциклом эти 6 месяцев. Когда покупал, претензий же не было – не было».
7. Покупка без полноценного тест-драйва
Сажайте продавца – пассажиром, оставляйте залог, составляйте договор. В любом случае покатайтесь хотя бы минут 20. Многие проблемы, если они есть, вылезут именно при езде в разных режимах. А бывает и так, прокатился на мотоцикле, а он тебе не понравился. Посадка там не удобная, рулится, как кирпич или едет вяло. Все это нужно выяснить до покупки.
8. Покупка на эмоциях
Ситуации могут быть разные, например, увидели мотоцикл своей мечты и: глаза загорелись, слюна потекла, «эх, беру!», такой красивый и классный мотоцикл плохим быть не может. Не делайте так.
Помимо потери собственной объективности, вы также убиваете шанс на какой-либо торг. Примерно так должна выглядеть ваша встреча с продавцом: «Ты смог приехать сюда на этом… на этом? И ты хочешь за это 4000 долларов? … Пфх. Давай так, 2 тысячи, ты платишь мне 2 тысячи, и я избавляю тебя от этого металлолома, который оскорбляет меня просто фактом своего существования».
Вторая ситуация: продавец заявляет, что через пару часов за байком приедут какие-то другие покупатели и давит на вас, чтобы вы быстрее соглашались или оставляли какой-то залог. В этом случае все очень просто, посылайте подальше этого хитро-закрученного кренделя и уезжайте. Сейчас предложений намного больше, чем спроса. Найдете другой байк, получше этого.
Ситуация третья: вы приехали в другой город, за многие сотни километров, а мотоцикл оказался не так хорош, как рассказывал продавец. Да и сам продавец какой-то мутный. Вам, с одной стороны потраченных на дорогу денег жалко и мот – не фонтан. Если такое произошло, разворачивайтесь и уезжайте.
Можно, конечно, навешать и продавцу за вранье, но это уже на ваше усмотрение. В любом случае затраты на дорогу могут оказаться копеечными по сравнению с теми суммами, в которые вы можете встрять, купив байк в приступе фатализма.
9. Покупка и переоформление без присутствия собственника
Попросите продавца показать права и проверьте, что это именно он вписан в техпаспорт, как владелец. Если же это не он, то у него должна быть генеральная доверенность. Если ее нет, то спросите, когда будет владелец. Если окажется, что владелец не может подъехать, занят и все такое, то уезжайте. Мало ли откуда у этого типа чужой техпаспорт.
Да и в целом, на тему документов. Понятно, что у всех разные доходы, а байк очень хочется иметь покруче. Категорически не советуем связываться со всяким двойниками, мотоциклами с деланными документами или вообще без доков. Чаще всего, это краденые мотоциклы. А спрос порождает предложение. А покупка краденого мотоцикла, с этической точки зрения, ни чем не лучше самой кражи.
10. Не интересоваться предысторией
Если покупаете мотоцикл в своем городе, то обязательно поинтересуйтесь его предысторией. Где или у кого был куплен и обслуживался. И изъявите желание пообщаться с мастером. Чтобы, например, обслуживаться у него же. Если с байком все в порядке, то, как правило, продавец не откажет в этом. Если же глазки у типа забегали, и началось время сногсшибательных историй, то делайте выводы.
Разумеется, типичных ошибок намного больше. В тексте собраны только те, которые считаются наиболее частыми и грубыми. Будем благодарны, если вы в комментариях добавите что-то, исходя из своего опыта. Забавные истории с торгом также приветствуются!