Первые иридиевые свечи зажигания были представлены на рынке еще в 1994 году, и предполагалось, что они заменят собой платиновые. Поскольку они позиционировались как более долговечные и надежные, автовладельцам приходилось решать своеобразную дилемму, иридиевые или платиновые свечи установить в автомобиль, ведь по своим характеристикам они были достаточно близки. Но многие считают иридиевые модели более предпочтительными, поскольку иридий обладает более высокой (2500 градусов) температурой плавления, нежели платина, а его коррозионно-устойчивые свойства также отличаются более высокими показателями. В настоящее время ряд производителей выпускает иридиевые свечи зажигания двух видов – долговечные и высокоэффективные. Первый тип отличается увеличенным ресурсом эксплуатации, и их часто выбирают обладатели автомобилей, где процедура замены сопряжена с большими сложностями и требует немало времени. Высокоэффективные свечи позволяют улучшить характеристики двигателя и снизить расход топлива – для инжекторных двигателей экономия может составить до 6%, для карбюраторных цифра, конечно, скромнее – не более 2%.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ИРИДИЕВЫХ СВЕЧЕЙ
На вопрос сколько ходят иридиевые свечи зажигания легко можно ответить самостоятельно, достаточно знать об их основных характеристиках. Благодаря свойствам самого иридия удалось создать центральный электрод свечи диаметром всего 0,4 мм.
Этот факт позволяет получить очень мощную искру при меньших значениях напряжения, которое для этого требуется. Так, иридиевые свечи на Приору, позволяют значительно улучшить показатели воспламеняемости, поскольку в таких свечах в несколько раз снижено подавляющее влияние самих центральных электродов на распространение пламени в камере сгорания. Подобные высокотехнологичные свечи зажигания, платиновые или иридиевые, обладают меньшей чувствительностью к некачественному бензину и содержащимся в нем присадками, поэтому даже случайно залитый «плохой» бензин не станет причиной ярко выраженных проблем с двигателем. Стоит отметить и увеличенный ресурс иридиевых образцов, который составляет не менее 100 000 км. Имеются и другие их преимущества:
- низкое напряжение зажигания, которое требуется на протяжении всего срока эксплуатации;
- способность воспламенять бедные смеси;
- увеличенная производительность;
- более стабильное управление системой зажигания авто;
- увеличение эффективной мощности двигателя (до 4%);
- уменьшение расхода топлива, особенно заметное на инжекторных моделях;
- уменьшение содержания токсичных веществ в выхлопных газах;
- практически гарантированный старт двигателя в условиях экстремальных температур;
- трехвалентное никелевое покрытие отличается высокими антикоррозийными и антиблокировочными характеристиками.
ПРАВИЛЬНО ВЫБРАТЬ ИРИДИЕВУЮ СВЕЧУ НЕПРОСТО
Выбирая иридиевые свечи зажигания, срок службы которых значительно превышает аналогичный параметр стандартных вариантов, следует проявить определенную внимательность, поскольку свечи зажигания иридиевые подбираются по автомобилю (в ряде случаев), а точнее по некоторым параметрам двигателя. К таким относится, к примеру, калильное число – т. е. значение давления в цилиндре, при котором воспламенение смеси происходит не от искры, а от нагретых частей свечи. Этот параметр указывается производителем автомобиля, и необходимо строго ему соответствовать.
При этом, если на короткое время допускается эксплуатация свечей с немного большим калильным числом, установка образцов с меньшим значением недопустима, поскольку это может привести к таким последствиям, как прогорание поршней или пробой прокладки блока цилиндров. Для качественной работы системы зажигания остается актуальным вопрос о том, какой зазор должен быть на иридиевых свечах. Многие автолюбители помнят, как раньше самостоятельно «регулировали» расстояние между электродами. В настоящее время, вне зависимости от того, сколько ходят иридиевые свечи, ручная регулировка не допускается – величина зазора определяется и устанавливается на заводе.
Своеобразной инновацией последнего времени стало появление продукции с несколькими боковыми электродами.
Вопреки бытующему мнению, в ней образуется только одна искра, а не сразу несколько. Такие иридиевые образцы для турбомотора, к примеру, будут просто находкой, поскольку искрообразование в них в несколько раз более стабильно. Также отмечается более устойчивая работа двигателя на холостых оборотах, топливная смесь воспламеняется более быстро, да и сама свеча служит несколько дольше. Самой последней новинкой на рынке является «модель», полностью лишенная боковых электродов – вместо них имеются дополнительные «выступы» на изоляторе. Такая конструкция является наиболее перспективной, поскольку образует «гуляющую» искру, что обеспечивает практически гарантированное воспламенение топливной смеси в любых условиях.
ИРИДИЕВАЯ СВЕЧА – СТОИТ ЛИ ПЕРЕПЛАЧИВАТЬ ЗА «ДРАГМЕТАЛЛ»
Несмотря на то, что вопрос какие свечи лучше платиновые или иридиевые, каждый решает сам для себя, особых отличий между ними, все же не существует. К тому же, многие производители совмещают в своей продукции полезные свойства этих металлов.
К примеру, выпускаются свечи зажигания, имеющие центральный электрод из иридия, а на боковом электроде присутствует напайка из платины. На практике это позволяет максимальным образом увеличить ресурс, и получить более стабильную искру. Это особенно важно в том случае, если автомобиль переведен на газ. Известно, что газово-воздушная смесь воспламеняется намного хуже бензиновой, к тому же ей требуется более высокая температура. В таких двигателях зазор на иридиевых свечах зажигания, который тщательно выверяется на завод особенно важно сохранить нетронутым.
Владельцы мощных или спортивных автомобилей также часто задаются вопросом какие свечи зажигания лучше — иридиевые или платиновые. Здесь однозначного ответа быть не может. Для подобных авто лучшим вариантом будет образец, боковой электрод которой выполнен в виде конуса, часто с дополнительной насечкой внутри. Это в определенной степени повышает стабильность искры, и увеличивает ее температуру, что благотворно влияет на характеристики двигателя. На видео ниже наглядно видно, как иридиевые образцы улучшили работу самого простого двигателя на отечественном автомобиле:
Еще одним вопросом, который достаточно сильно волнует автомобилистов, это вопрос как почистить иридиевые свечи зажигания. Вообще, при нормально работающем двигателе они очищаются сами, да и обильного нагара на них не скапливается. Если же подобная проблема все же существует, следует искать причину в самом авто, а не чистить свечи, тем более современные – существует высокая вероятность испортить их. По большому счету, если чем и отличаются иридиевые свечи от обычных, то это их совершенно «беспроблемная» эксплуатация, и за весь отпущенный на их век пробег, в каком-либо обслуживании они не нуждаются.
СТОИТ ЛИ УСТАНАВЛИВАТЬ ИРИДИЕВЫЕ СВЕЧИ НА СТАРЫЕ АВТОМОБИЛИ
Стоит ли ставить иридиевые образцы на старые автомобили, которые прошли не одну сотню тысяч или все же лучше обойтись более бюджетным вариантом – непростой вопрос, на который невозможно дать однозначного ответа. Вопрос здесь, прежде всего, в экономической обоснованности. На новых инжекторных моделях, дорогостоящие иридиевые варианты окупаются достаточно быстро. Происходит это не только за счет улучшения технических характеристик двигателя, но и благодаря снижению расходов на обслуживание, а также существенному уменьшению расхода топлива — при этом такие свечи достаточно быстро окупаются.
Старый карбюраторный автомобиль, вне зависимости от того, установлены в нем свечи иридиевые или обычные «лучше ездить» не станет, да и на бензине существенной экономии не получится. Тем не менее, несомненно улучшится и станет более стабильной работа системы зажигания, облегчится пуск двигателя в морозы, двигатель перестанет бурно реагировать на некачественный бензин. Имеет значение и обслуживание авто, особенно того, которое работает на сжиженном газе. Таким образом, установка современных свечей зажигания способно существенно повысить комфорт при эксплуатации авто, но вот сэкономить на остальном вряд ли получится.
Иридий является чрезвычайно твёрдым металлическим элементом, который, как полагают, произошёл на земле за счёт огромного влияния метеоритов миллионы лет назад. Кроме твёрдости основным свойством, которое делает иридий привлекательным в качестве электродного материала для систем зажигания, является его чрезвычайно высокая температура плавления (почти 2500 °C).