Гидроусилитель руля — это важна деталь, помогающая с лёгкостью управлять авто в самых экстренных ситуациях. Её использование позволяет не только получать большее удовольствие от вождения, но и в разы увеличивает общую безопасность на дорогах. Все из-за того, что при помощи ГУРа водителю намного легче удаются сложные манёвры.
Тем не менее со временем эта деталь приходит в негодность. Особенно большой износ наблюдается при опасном стиле вождения. Резкие повороты в значительной мере уменьшают срок эксплуатации ГУРа, и ему требуется ремонт.
ГУР И ЕГО КОНСТРУКЦИЯ
ГУР это устройство, которое находится в составе рулевой колонки. Оно увеличивает силу воздействия поворота рулевого колеса на колёса. Наличие ГУРа повышает комфортность вождения. Дополнительно наблюдается увеличение манёвренности и устойчивости транспортного средства на дороге.
В основе конструкции ГУРа находится насос. На него приходится большая нагрузка во время вождения. Неудивительно, что именно этой детали чаще всего нужен ремонт, тоже касается и шлангов высокого давления.
Насос приходит в движение посредством коленвала. Он вытягивает масло из бачка и подаёт на распределитель. Последняя деталь отвечает за мониторинг силы, оказываемой на руль и поворот колёс. В качестве следящего механизма используется торсион, который монтируется в разрезе рулевого вала. Это основные элементы ГУРа, которые также часто нуждаются в ремонте.
Как только руль поворачивается, колёса оказывают сопротивление. Здесь в игру вступает торсион, чем больше выкручивается руль, тем сильнее он закручивается. В результате дозирующие каналы открываются, и масло попадает внутрь, запуская механизм.
НЕМНОГО ИСТОРИИ
Перед тем как приступить к ремонту ГУРа, не помешает немного истории. Это поможет понять, какую роль эта деталь играет в общей концепции автомобиля, и с какой стороны лучше всего подойти к починке.
Начать стоит с того, что как только автомобили появились, ГУРов не было. Мало того, в те времена ремонт в большинстве случаев сводился к исправлению поломок двигателя. По факту ГУР — это роскошь, которая позволяет с большим комфортом управлять машиной. Неудивительно, что до сих пор, многие компании экономят на данном устройстве. Как пример, отечественные и китайские автомобили.
В начале прошлого века тсутствие необходимости в ГУРе, а соответственно, и в его ремонте объяснялось крайне невысокими скоростями, которые могли развить транспортные средства того времени. Если машина едет со скоростью 20 километров в час, то в повышенной манёвренности особого смысла нет.
В конце 30-х годов всё резко поменялось. Революция началась с грузовых машин, именно на них установили первые пневмоусилители. Первым же автомобилем, который получил ГУР, стал Chrysler Crown Imperial стандартной комплектации.
Следующим этапом эволюции систем по оптимизации управления рулевого колеса считается электроусилитель. Он в отличие от ГУРа не зависит от перепадов температур. Но ему чаще требуется ремонт, к тому же профессиональные водители отмечают некую искусственность ощущений за рулём.
РЕМОНТ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
От того насколько правильно вы подготовитесь к ремонту ГУРа зависит конечный результат. Процесс подготовки состоит из таких этапов:
- Перед началом ремонта с ГУРа очищается грязь. Нужно полностью очистить все полости агрегата. Это необходимо для того, чтобы при отсоединении шлангов частички грязи не оказались внутри.
- На втором этапе откачивается жидкость из бачка насоса ГУРа.
- Отвинчиваются винты муфты рулевого вала. Для этого используется шестигранник на 6. Предварительно креном меняется положение детали относительно вала ГУРа.
- Перед ремонтом также нужно сдвинуть эластичную муфту со шлицев. Чтобы это осуществить понадобится монтировка.
- Рулевые тяги отсоединятся от сошки.
- Машина приподнимается на домкрате и снимается левое переднее крыло.
- Торцевым ключом на 15 ослабляются крепления колёс со стороны арки. Один болт, крепящий ГУР к лонжерону, снимается и остаются два.
- Под штуцеры шлангов ГУРа нужно поставить ёмкость. В неё будет стекать жидкость.
- Отсоедините по очереди штуцеры.
- Шланги и штуцеры нужно герметизировать. Для этого используются специальные заглушки. В крайнем случае можно взять простую тряпку.
Теперь пришла очередь приступить к демонтажу ГУРа и его ремонту. Для этого открутите последний болт, придерживая гидроусилитель снизу. Будьте осторожны, редуктор может выпасть.
Это общий алгоритм подготовительных работ к ремонту. Для разных машин он разный. Поэтому перед разборкой обратитесь к инструкции, чтобы прояснить все технические нюансы. Это поможет избежать поломки конструкции при ремонте ГУРа.
ТЕХНОЛОГИЯ РЕМОНТА
Процесс ремонта ГУРа во многом зависит от модели вашего автомобиля. Ниже будет изложен общий алгоритм. Учтите, что не во всех моделях редукторы разбираются полностью.
Для лучшего понимания технологии ремонта ГУРа, разделим её на ряд этапов:
- Чтобы разобрать ГУР понадобится прочный шестигранник на 6. Не забудьте заранее подготовить поднос. В него будет сливаться АТФ.
- Снимите со штуцера заглушки и поднимите ГУР над ведром. При этом нужно вращать сошку, чтобы жидкость сливалась вниз.
- Удалите вал сошки, открутите болты. Они обычно дополнительно фиксируются специальной мастикой, поэтому придётся приложить усилие.
- Демонтируйте контргайку регулировочного винта. Потом вкрутите его в редуктор. В конце вал выталкивается вместе с крышкой и сошкой.
- Проверьте состояние сошки. Если нет люфта, манжету можно не менять. Просто оставьте всё как есть.
- Открутите пробку обратного клапана и достаньте пружину. Сам клапан вытряхивается.
- Извлеките болты крышки и вытолкните немного из корпуса крышку. Это можно сделать аккуратно, поворачивая вал.
- Вытащите вал вместе с крышкой. Для этого нужно поддеть чем-нибудь щель.
- Открутите шариковую гайку ГУРа. Тоже сделайте и с валом.
- Соберите все шарики.
- Ослабьте контргайку и избавьтесь от подшипника.
- Далее, из корпуса поршня извлекается гайка и подшипник.
- Извлечённая гайка разбирается. Для этого отгибается контровка болтов, а они сами выкручиваются. Скоба снимается. Тоже нужно сделать с обеими частями канала шарикопровода.
После того как вся предыдущая работа была проделана, можно приступить к поиску поломки ГУРа и непосредственному ремонту. Если в гидроусилителе есть люфт, его причина скорей всего кроется в зазоре пары вал и шариковая гайка. Также нужно проверить подшипниковый узел между ними. Обычно причина люфта кроется в одном из этих мест.
Отрегулируйте зазоры до нужного для устранения люфта уровня. В большинстве случаев этого достаточно, чтобы закончить ремонт ГУРа.
Предупреждение! Появляется люфт из-за ослабления резьбовых соединений, удерживающих узлы. Потому старайтесь ездить по хорошему асфальтному покрытию.
Когда люфт обнаруживается в узле крышки вала, нужно ослабить контргайку, а потом затянуть её до необходимого уровня. Главное, не перестараться! Не стоит прилагать слишком много усилий. Это может повредить конструкцию.
После того как ремонт редуктора завершён, остаётся провести обратную сборку. Также в ГУРе часто выходит из строя насос, и приходят в негодность шланги. Подробнее об их ремонте написано ниже.
РЕМОНТ НАСОСА ГИДРОУСИЛИТЕЛЯ
Насос ГУРа — это его сердце. Он перекачивает жидкость, которая облегчает управление. В конструкцию входят прокладки, подшипники, шарики, сальники и другие комплектующие. Со временем они приходят в негодность и тогда нужно сделать ремонт.
Наиболее серьёзные поломки связаны с поршнями. Они могут некорректно работать из-за попадания воздуха в систему ГУРа. Это приводит к неправильной работе. Устранить данный дефект поможет прокачка.
Для ремонта ГУРа можно приобрести старый гидроусилитель от такой же модели автомобиля и использовать его детали. В некоторых случаях это единственный способ починить агрегат.
РАЗБОРКА НАСОСА С ЗАМЕНОЙ УПЛОТНИТЕЛЬНЫХ РЕЗИНОК И САЛЬНИКОВ
Чтобы не запутаться при обратной сборке лучше каждую деталь класть на отдельный лист бумаги А4. Это поможет быстро закончить ремонт ГУРа без путаницы и утерянных деталей. Процесс ремонта состоит из таких этапов:
- Насос ГУРа моется, потом снимается шкив. Он крепится на трёх болтах.
- Две половинки насоса крепятся друг к другу четырьмя болтами. Они откручиваются. Насос разбирается на две части.
- Далее вам нужно осуществить визуальный осмотр. Особое внимание уделите резинкам. Все изношенные комплектующие меняются.
- Демонтируйте пластину, напоминающую грибок.
- Снимите стопорное кольцо и ротор. Следите, чтобы не выпали пластины.
- Достаньте вал насоса и снимите сальник.
- Промойте детали.
Перед установкой сальник и резинки смазываются жидкостью гидроусилителя. Осуществите обратную сборку и подсоедините все патрубки.
На конечном этапе ремонта насоса ГУРа своими руками залейте новую жидкость в бачок. При этом нужно крутить ручку насоса за шкив без ремня. Это поможет заполнить систему и избежать попадания воздуха внутрь.
РЕМОНТ ШЛАНГОВ ГУРА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ
Шланги — это кровеносные сосуды ГУРа. Они отвечают за циркуляцию масла внутри системы. Если при извлечении гидроусилителя руля вы заметили сильную потёртость шлангов, значит, им нужен ремонт, а точнее, замена.
В процессе ремонта шлангов ГУРа, не используйте старые комплектующие, лучше приобретите новые. При стыковке постарайтесь сделать так, чтобы не осталось открытых мест.
ИТОГИ
Осуществить ремонт ГУРа по силам любому автовладельцу. Тем не менее это сложная операция и она требует предельного внимания. Также необходимо чётко соблюдать инструкции и учитывать конструкционные особенности каждого автомобиля. Тогда ремонт пройдёт быстро и без каких-либо сложностей.
Чтобы избежать преждевременного ремонта ГУРа, необходимо периодически проверять уровень жидкости в системе и не держать руль в крайнем положении более 5 секунд. Также не помешает мониторить состояние защитных пыльников рулевой тяги.