Многие владельцы скутеров желают сделать светодиодную подсветку на скутер, но не знают, как правильно это сделать. Давайте посмотрим, как это можно реализовать на деле.
Что нам потребуется для установки светодиодной подсветки на скутер?
Светодиодная лента. На радиорынках светодиодную ленту обычно продают катушками. Лента наматывается на такие бабины, которые чем-то напоминают катушки с магнитной лентой для старых магнитофонов.
Продают ленту, как правило, от 1-ого и более метра. Для LED-ленты белого свечения стоимость 1-ого метра невысока и составляет около 200 руб.
Дешёвую светодиодную ленту можно заказать через интернет. например, в Алиэкспресс.
Выключатель . Можно применить рокерный ON-OFF (включено/выключено). Также подойдёт кнопка с фиксацией или тумблер.
Далее желательно найти где-нибудь плавкий предохранитель на ток срабатывания где-нибудь 500 мА (обычный сетевой предохранитель на 220 вольт из радиоаппаратуры). Несмотря на то, что такой предохранитель рассчитан на напряжение 220 вольт, при замыкании в цепи подсветки он срабатывает на ура. Также подойдёт самовосстанавливающийся предохранитель. О них мы уже писали на страницах сайта здесь .
Соединительные провода . Несколько метров двужильного медного провода. Он нам потребуется для соединения выключателя, предохранителя и светодиодной ленты.
Для начала надо определиться с тем, где мы хотим установить светодиодную подсветку. Выбираем и прикидываем, сколько по длине нам нужно ленты.
Светодиодная лента состоит из сегментов длиной по 5 сантиметров соединённых вместе в длинную ленту. На каждом отрезке обычно устанавливается по 3 светодиода. Соединены они последовательно. Также последовательно с ними включен токоограничительный SMD-резистор. Сегменты ленты соединяются друг с другом параллельно, образуя единую LED-ленту. Сверху лента покрывается прозрачным герметиком.
Если планируется установка светодиодной ленты в разных местах, то нарезаем нужные нам отрезки светодиодной ленты. Так как единичный сегмент ленты по длине равен 5 сантиметрам, то длина отрезков будет кратна 5 см. (5, 10, 15, 20, 30 см. ). Разрезается лента в местах электрического соединения двух сегментов. Далее к контактным площадкам (+12V и 12V) подпаиваем отрезки соединительного провода нужной длины.
Отрезки светодиодной ленты соединяем параллельно! Плюс ( + ) каждой отдельной ленточки (если их несколько) соединяем с плюсом другой светодиодной ленточки. Минусовые выводы (- ) от ленточек также соединяем вместе. У нас получится несколько светодиодных ленточек соединённых параллельно. Вот рисунок, на котором наглядно показано, как это может выглядеть.
Схема LED-подсветки.
На схеме LED-подсветки выключатель SA1 (кнопка с фиксацией или тумблер) нужен нам для того, чтобы мы могли включать и выключать подсветку тогда, когда нам вздумается. Также не помешает плавкий предохранитель F1, который сработает в случае короткого замыкания в цепи светодиодной подсветки. Такое может случиться, например, в случае замыкания плюса и минуса ленты из-за попадания влаги, воды, дождя. Если предохранитель не ставить, то при нештатной ситуации вылетит центральный предохранитель, который находится в отсеке с аккумулятором.
Выключатель SA1 LED-подсветки можно установить в паз, который придётся просверлить в пластмассовом корпусе скутера.
Далее плюс ( + ) и минус (-) LED-подсветки нужно подключить к электросети скутера. Об этом пойдёт речь дальше.
Откуда будем брать напряжение питания для нашей светодиодной подсветки? Существует два способа подключения светодиодной ленты к электросети китайского скутера:
Одни предлагают подключать светодиодную ленту к центральной фаре (габариту),
Другие же рекомендуют подключать светодиодную ленту после реле-регулятора. В этом случае напряжение питания на ленту будет подаваться от аккумулятора, когда скутер заглушен. Когда же скутер заведён, то напряжение питания на ленту будет поступать от двух источников: от генератора через реле-регулятор и от аккумулятора (ток будет складываться).
Как лучше? Давайте рассмотрим оба варианта.
Если вы знакомы с электрической схемой рядового китайского скутера, то наверняка знаете, что все электроприборы, такие, как спидометр, звуковой сигнал, датчик уровня топлива, реле поворотов, питаются от регулятора напряжения скутера постоянным током. Напряжение на выходе реле-регулятора составляет от 13,5 до 14,8 вольт.
На мой взгляд, подключать светодиодную ленту лучше к выходу реле-регулятора. В таком случае напряжение питания светодиодной ленты мы получаем с аккумулятора. Даже если двигатель скутера заглушен, то мы сможем включить светодиодную подсветку на скутере. Это очень удобно.
На электрической схеме показаны проводники, к которым нужно подключить LED-подсветку, собранную по уже показанному рисунку (см. схему соединений LED-подсветки).
Так как реле-регулятор и замок зажигания находятся в передней части скутера под центральным обтекателем, то провода от светодиодной ленты тянем туда.
Напряжение на LED-подсветку будет поступать при замкнутом положении замка зажигания. На схеме он под номером 12. В таком положении напряжение от аккумулятора подаётся в электроцепь скутера (замыкается красный провод, идущий от реле-регулятора и аккумулятора, и чёрный провод).
Плюс ( + ) ленты подключаем к чёрному проводу (см. схему), а минус (-) ленты нужно подключить к зелёному проводу. Он в электросети скутера является общим. В реальности электропроводка скутера под передним обтекателем выглядит примерно так.
При подключении будьте внимательны, так как кроме зелёного и чёрного проводников есть ещё зелёно -белые и чёрно -белые .
Если внимательно посмотреть на схему, то можно увидеть, что звуковой сигнал (31 ) запитывается как раз от чёрного ( + ) и зелёного (- или общий) провода через кнопку 25. Так как звуковой сигнал расположен в легкодоступном месте, то провода LED-подсветки легче всего подключить к проводам, идущим к звуковому сигналу. Единственное, что нужно учесть, так это то, что плюсовой провод светодиодной подсветки нужно подключить до кнопки включения звукового сигнала 25.
Есть мнение, что светодиодную ленту лучше запитывать с центральной фары. Это не совсем хорошая идея. И вот почему.
Осветительная лампа (габарит) и лампы подсветки питаются не от аккумулятора, а от генератора. Это хорошо видно из электрической схемы скутера. Зелёный провод — общий минус, а жёлтый — плюс питания осветительных ламп.
Напряжение, которое подаётся на центральную осветительную фару (16 ) переменное (пульсирующее) и составляет не более 12 вольт. Может быть и меньше, например, 10,5 вольт. Это когда скутер работает на холостом ходу. Так вот, напряжение на лампах ограничивается на уровне не более 12 вольт реле-регулятором.
Как уже говорилось, напряжение на центральную лампу подаётся пульсирующее, то есть если подать его на светодиодную ленту, то лента будет светить неровно. Во-вторых, при заглушенном моторе скутера мы не сможем включить светодиодную подсветку, так как генератор не будет вырабатывать ток. Также стоит понимать, что через светодиодную ленту будет течь пульсирующий ток, и светодиоды будут светить не в полную свою яркость, так как светодиоды обладают односторонней проводимостью.
Поэтому подключать светодиодную ленту лучше (на мой взгляд) к выходу реле-регулятора. Вы спросите: А как быть с напряжением 14,8V, которое на выходе регулятора? Светодиодная лента рассчитана на 12 вольт!. Да, это так, но как показала практика, всё работает. Если же вы сомневаетесь, что лента выдержит завышенное напряжение, то можно собрать простейшую схему стабилизатора на микросхеме LM317 и включить светодиодную ленту после него. В таком случае, напряжение на ленте будет стабилизировано.