Горный велосипед — предназначен для активного отдыха и в последнее время получил большую популярность. В отличие от простого и шоссейного велосипедов, которые за последние годы практически не изменились, горный велосипед постоянно изменяется и его конструкция совершенствуется производителями.
Главное отличие горного велосипеда от других — это широкие колеса, 1,5 — 2 дюйма вместо обычных 20 — 40 мм (1 дюйм = 25,4 мм). Несколько уменьшен и диаметр колес, в отличие от дорожного велосипеда, 26 дюймов вместо 700 мм. Рама горного велосипеда имеет специальную геометрию, а каретка расположена так, чтобы было удобно ездить по пересеченной местности. Большое количество передач, от 21 до 27, с довольно широким диапазоном передаточных отношений, дает возможность ездить при любом перепаде высот. Эксплуатировать горные велосипеды можно в любых экстремальных условиях, но при этом требования удобства и эффективности управления играют значительную роль, не меньшую, чем сам вес велосипеда. Именно поэтому амортизационные вилки, гидравлические тормоза, а также другие новые разработки появились именно в классе МТВ. Различают два основных вида горных велосипедов — хардтейлы и двухподвесы.
Горный велосипед — Хардтейл
К этому типу относятся велосипеды, у которых отсутствует задний амортизатор. В переводе с английского, это звучит как жесткий хвост. Чаще всего такой велосипед используют для прогулок по пересеченной местности, а также для участия в соревнованиях в таких видах как байк-кросс, кантри-кросс, стрит, триал, слалом. По конструкции они могут быть жесткими (rigid) — это такие велосипеды у которых отсутствует передний амортизатор или с амортизационной вилкой (front suspension). Для уменьшения веса велосипеда, а также для улучшения его ходовых характеристик, их изготовляют в основном из алюминиевых сплавов.
Горный велосипед — Двухподвес
Велосипеды, которые имеют амортизаторы переднего и заднего колеса, лучше всего подходят для катания по пересеченной местности, поскольку работа амортизаторов сглаживает толчки, и тем самым значительно улучшается управление велосипедом и улучшается комфортность движения.
Комфорт
Эту группу представляют велосипеды с диаметром колес 26-28 дюймов, оборудованы тормозами с антиблокировкой, а также амортизационным подседельным штырем, которые в конечном результате создают условия для безопасной и комфортной езды. Они не приспособлены для езды в сложных условиях с максимальными нагрузками. С группой «горные велосипеды» их объединяет только конструкция рамы.
А теперь давайте поговорим о том, как правильно выбрать для себя горный велосипед и какую сумму вы готовы выложить за такое чудо техники.
Группа велосипедов стоимостью от 250 у.е.
Конструктивно такие велосипеды состоят из: хромолибденовой рамы, одинарный обод, жесткая вилка, навесное оборудование типа Shimano C-101, Simano Sis, и т.п. Срок эксплуатации при активном использовании равняется 1,5 — 2 года. Но если вы будете заботливо относится к своему велосипеду, соблюдать правила эксплуатации, своевременно проводить ему техническое обслуживание, то ваш велосипед прослужит вам на много больше.
Группа велосипедов стоимостью от 400 у.е. до 700 у.е.
Велосипеды такого уровня оборудованы алюминиевой рамой, передним амортизатором с ходом больше 60 мм, навесное оборудование класса Shimano Alivio и выше до класса Deore LX, наличие двойных ободов, на моделях стоимостью ближе к 700$. Эти велосипеды предназначены для людей, которые, покупая велосипед, хотят приобрести технику с длительным сроком службы. Человек, имея хорошую физическую подготовку, сможет совершать длительные поездки проезжая до 80 км в день и при этом не делать остановок для ремонта или регулировки ходовой части. Длительность поездки может быть довольно большой, так как оборудование велосипеда такого уровня легко выдерживает любые погодные условия и даже грязь.
Стиль катания
Теперь надо определить стиль катания. Если вы собрались впервые приобрести велосипед, то в таком случае, вам не следует покупать очень дорогую модель. Вы еще не определились, какой стиль вам больше всего понравится, и самое главное, не имея достаточного опыта, вы не сможете оценить весь потенциал своего велосипеда.
Любители езды на велосипедах подразделяются на несколько отдельных категорий или групп. Давайте рассмотрим каждую в отдельности.
Если вы фрирайдер — то ваша стихия это скорость, прыжки, дроп-оффи и вам не нравятся никакие ограничения, вы едете, куда вам заблагорассудится. Фрирайдеры величают свои универсальные велосипеды байками. Такие велосипеды готовы к применению в любой дисциплине. Но такое понятие как фрирайд довольно обширное. Поэтому производители велосипедов, которые представляются как фрирайдные, могут друг от друга сильно отличаться. Фрирайдеру лучше всего покупать двух подвесной велосипед, но если вы увлекаетесь дэрт-джампингом и городским катанием, то вам лучше всего приобрести хардтейл. Ход подвески у таких велосипедах начинается от 100мм и иногда может превышать 200мм. При подборе ростовки вам следует пустить в ход всю свою фантазию, но ко всему этому, следует придерживаться одного правила — рама велосипеда не должна быть очень большой, то есть до 19 дюймов, даже если ваш рост равняется 190 см. Чтобы получить самый оптимальный для себя размер, достаточно отнять 1-2 дюйма от показателя велосипеда для кросс-кантри.
Если вы любитель кросс-кантри, то это говорит об одном — вы не ищете легких путей, вам по плечу любые нагрузки и пересеченная местность ваше любимое место. Гонки по пересеченной местности — это самая распространенная дисциплина. На сегодняшний день кросс-кантри включен в программу олимпийских игр, больше никакая другая дисциплина не получила такого признания. В кросс-кантри присущи как тяжелые подъемы, так и технические, очень быстрые спуски. Главными требованиями, которые предъявляются к гонщику — это сила и выносливость, но и техника езды тоже занимает не последнее место. Если вы начали делать первые шаги в мире горного велосипеда, то все это будет хорошей отправной точкой. Вы сможете приобрести необходимые базовые навыки управления велосипедом и как результат приобретете отличную физическую форму. Все без исключения профессионалы велоспорта начинали свой путь с кросс-кантри, даже самые бесшабашные фрирайдеры и даунхиллеры.
Велосипеды, выпускаемые производителями, для кросс-кантри рассчитаны для самого рационального использования ваших усилий, они, по сути, самые быстроходные велосипеды на бездорожье. По своей конструкции велосипед должен быть предельно жестким и легким. Поэтому лучше всего для этих целей подходят алюминиевые рамы, без задней подвески. Оптимальный ход вилки должен быть равным 80 мм и не должен превышать 100 мм. При подборе велосипеда следует придерживаться следующих правил. Если ваш рост составляет 165-168 см, то самой оптимальной для вас будет рама в 16-17 дюймов; при росте 169-172 см для мужчин 18-19 дюймов, а для женщин 17-18 дюймов; соответственно при 173-180 для женщин 18-19 дюймов, а для мужчин 20-21 дюйм и наконец, для роста выше 180 см размер будет равняться 21 дюйму и выше. Но следует иметь ввиду, что такие показатели, для каждой фирмы-изготовителя могут иметь свои размеры. Необходимо помнить также о том , когда вы сидите на седле, нога, на которую идет опора, должна быть слегка согнутой, но ни в коим случае прямой. Расстояние между областью паха и верхней трубкой рамы должна быть не менее 3-5 см.
Если вы принадлежите к когорте даунхиллеров, то это говорит о том, что вы любите умопомрачительные спуски. Для вас самое главное это бездорожье и скорость, и чем сильнее бездорожье, тем больший восторг захватывает вас. Даже не всегда человек пройдет там, где вы промчитесь на своем байке. Ваш девиз — постоянно вниз. Велосипед для даунхиллера требует довольно значительных денежных затрат. Раму для даунхилла изготовляют двух-трех размеров и обязательно с амортизаторами как сзади, так и спереди. Вес здесь не играет никакой роли. Здесь самое главное, чтобы велосипед был чрезвычайно крепким, ведь нагрузки на велосипед будут огромными. Большое значение имеет качественная амортизация, поэтому ход подвески начинается только от 150 мм.
Ну а если вы триалист — то для вас не существует никаких преград! Лавки, бордюры, парапеты — все эти преграды часть вашей бесшабашной жизни. Постоянно прыгать на переднем или заднем колесе — для вас обычное дело, вы привыкли удивлять публику. Байк для триалиста должен быть крепким, но при этом он должен быть предельно легким. Как всегда рама самого малого размера, большой вынос, жесткая вилка, и что особенно важно, хорошие тормоза!
Если же вы причисляете себя к диртджамперам, то тогда вам придется довольно много «летать», трамплин, трамплин и еще раз трамплин и не имеет значения какой они высоты — 20 см или 2 метра. Разные трудности и высота не преграда для вас. Для диртового велосипеда самое главное, это рама. Для вас подойдет хардтейл, он достаточно жесткий, крепкий и довольно тяжелый как раз для хорошей стойкости в воздухе. Но может подойти и легкий фрирайдный велосипед с задней подвеской. Рама должна быть предельно малой ростовки, чтобы достаточно легко контролировать велосипед, как в воздухе, так и на земле.
Размер рамы
Еще одним из главных правил выбора горного велосипеда является правильное определение роста.
Размером рамы считается расстояние от оси каретки/оси системы к пересечению конца подседельной трубы с подседельным штырем и измеряется он в дюймах.
Размер Размер Дюймы Сантиметры
Очень маленький XS — XSmall 14″ 35,4
Маленький S — Small 16″ 40,6
Средний M — Medium 18″ 45,7
Выше среднего L — Large 20″ 50,8
Большой XL — Xtra Large 22″ 55,8
Для выбора размера рамы, в зависимости от роста, нужно учитывать следующие рекомендации:
Рама Рост см
14″ 135-155
16″ 150-165
18″ 165-178
20″ 175-185
22″ 185-195
24″ 190-210 и >
Рекомендуется также приобрести такие полезные вещи: защитную экипировку, шлем, флягу, насос, набор шестигранников крылья, а также пару запасных камер.
Будьте бдительными и благополучного вам катания!