Сегодня можно выделить две различных системы переключения передач — внешнего и внутреннего переключения.
Внешнее — привычные нам задние переключатели;
Внутреннее — менее распространенное решение, но активно завоевывающее свои позиции. Наиболее распространенные решения легко найти на велосипедах в нашем каталоге это втулки Shimano: Nexus, Alfine и др. Их основное предназначение — прогулочное катание. Чаще всего можно увидеть на городских и складных велосипедах.
Механизм планетарной втулки весьма сложен и имеет несколько десятков частей в своей конструкции. Все это находится в закрытом корпусе и общая система работы схожа с коробкой передач автомобиля, где шестеренки имеют разные передаточные числа.
Например вот она на велосипеде от Polygon
Также существует ряд решений планетарной трансмисии в других реализациях, но это тема отдельной статьи. На фото Pinion.
Первый патент на планетарную втулку датирован 1880 годом. На рынке появилась английская компания Sturmey-Archer (сегодня принадлежит SunRace). Первые 2/3ех скоростные втулки появились еще в 1902 году! Сегодня уже есть модели с 3/5/8ю скоростями. Чуть позже компания Sachs (сегодня принадлежит Sram) в 1904 году предложила миру свою версию. Сегодня они выпускаются в версиях 3/5/7 скоростей.
Третий массовый поставщик Shimano с 3-, 7- и 8-скоростными втулками.
Максимальное количество передач, которое достигнуто планетарными втулками — 14. Название бренда — Rohloff Speedhub 500/14. При этом общий диапазон переключения 526%, что максимально похоже на современный горный велосипед. Однако решения от Rohloff хотя и надежны, но крайне дороги для массового сегмента.
Плюсы и минусы планетарных втулок.
Плюсы:
- Прямой ход цепи и низкий износ ведущей и ведомой звезд. Снаружи все выглядит как у велосипеда с 1 скоростью. Ничего не торчит;
- Высокая прочность и надежность. Втулка является необслуживаемоей весь срок службы. Достаточно подтягивать тросик время от времени. Все скрыто внутри корпуса, в котором происходит постоянная смазка всех элементов;
- Переключение передач на месте. Не надо прокручивать педали;
- Отсутствует риск поломки петуха и попадания переключателя в спицы.
Минусы:
- Меньшее передаточное соотношение. У горных велосипедов эта цифра 550%, у обычной Shimano Inter всего 306%. Таких показателей не хватает для горной местности;
- Нельзя использовать в спорте из-за высокого трения и чувствительности шестерней;
- Общий КПД ниже из за большого количества элементов;
- Больший вес;
- Если все таки, что то сломается, то ремонт почти невозможен;
- Цена.
Достаточно ли 3-7 скоростей для города?
Да. Большинство катающихся в городе на горных велосипедах, в большинстве своем используют лишь 5ую часть всей трансмиссии. Поэтому для обычного катания, вам будет достаточно планетарной втулки.
Я и не знал, что механизм планетарной втулки весьма сложен и имеет несколько десятков частей в своей конструкции. Буду знать.
О, на первом фото мой байк 🙂
Казалось бы причем тут планетарки 😀