Если Вы впервые на яхте как гость или яхтсмен-новичок, для Вас есть вещи которые просто необходимо знать. Для чего? Хотя бы для того, чтобы плавание для Вас было интересным, и чтобы Вы были вовлечены в весь процесс управления яхтой. И безусловно — ради Вашей безопасности.
Яхту, на борту которой много гостей-новичков в парусном деле легко узнать в каждой гавани или марине в Москве или за рубежом, независимо от того чартерная это яхта или своя-родная, на которую Вы позвали друзей.
Проблемы, которые возникают часто на борту яхты с новичками случаются не из-за того, что шкипер-маолоопытен, а попросту из-за отсутствия практических навыков у тех же новичков, которые можно приобрести только благодаря практическим тренировкам при выполнении маневров. Причем это касается не только отходов и подходов, но и управление парусами, бегучим такелажем и многое другое.
Все это понятно и естественно. Как может человек обрести опыт за 10 минут на берегу или если он выходит в море раз в год с друзьями? Тем более, практические навыки очень быстро забываются, поэтому мы осветуем молодым шкиперам и тем, кто закончил курсы яхтинга после своего обучения при первой удобной возможности самостоятельно брать яхту в чартер и обкатывать свои знания.
Но все же мы дадим несколько дельных советов для новичков, особенно для тех, кто впервые , без опыта идут на любительские регаты, например на «201 МИЛЮ» или Бизнес-регаты, в Грецию или Турцию.
Как правильно работать с лебедкой?
Лебедка – это механизм, который помогает нам с многократным усилием добирать (выбирать) и легко травить(отпускать) шкот (веревку) . В качестве дополнительного усилия к лебедке имеется ручка, которая фиксируется в многогранном пазу лебедки и она создает дополнительное усилие для прокрутки лебедки . Есть лебедки с электроприводом, но даже в таких лебедках предусмотрена работа с ручкой. Лебедки в основном делают двухскоростными.Так называемые «мельницы» – это удел парусных болидов и мы рассмотрим работу с ними в отдельной главе, посвященной профессиональному спорту.
Работа с лебедкой — процесс непростой. Перечислим основные моменты.
Сразу оговоримся, чтобы процесс работы с парусами был наиболее интересен и полезен с практической стороны мы будем давать не «журнальные» советы, а как для новичков в парусной гонке.
• Примите такое положение при работе с лебедкой, чтобы можно было использовать весь вес тела. В зависимости от расположения лебедки, ширины кокпита нужно или принять уверенную позицию на ногах, или присесть и упереться коленками в стенку кокпита перед лебедкой.
• Если нужно потравить шкот, снимите ходовой конец с зажимного кольца и проконтролируйте свободной рукой заложенные на лебедку обороты, слегка затормаживая их рукой, попросту положив ладонь плашмя сверху на обороты троса. Если у Вас нет стопорного механизма на лебедке сверху, то обычно шкот закреплен на стопоре, поэтому перед тем как снять его со стопора, подтяните его к себе и удерижвайте в натянутом положении. Далее дерните резко вверх рукой, чтобы шкот освободился от стопора.
• Отдавая шкот при повороте, не полагайтесь на то, что он свободно растравится сам по себе. Часто бывает, что в последний момент шкот захлестнется, к примеру, прямо у направляющего блока на палубе и тем самым испортит весь маневр, поэтому сделайте следующее:
— если у Вас накинуто 4 и более шлагов (на большой лебедке) предварительно скиньте шлаги до 3-х, не отпуская шкота и только тогда, когда стаксель при повороте попытается выдуваться в другую сторону
– сдерните шкот с лебедки уверенным движением вверх, тем самым сдергивая все шлаги с лебедки, и при этом второй свободной рукой следите за тем, чтобы шкот ровно проходил через блок, тем самым Вы сможете без задержек перевести стаксель на другой борт.
Вывод: следите за шкотом и раздергивайте его по необходимости.
Выбираем шкот через лебедку
Часто спрашивают , а как правильно выбирать шкот через лебедку? Отвечаем – после того, как стаксель начинает переходить линию ветра, в этот момент уже необходимо на новом галсе (новом борту) заранее заложить шкот одним шлагм через лебедку (при сильном-слабом ветре) и вытягивать (добирать) слабину шкота, причем делать это надо уверенными размашистыми движенями рук, включив спинные мышцы. Основная цель- пока стаксель полощит и на него нет давления – выбрать как можно больше шкота.
При совсем слабом ветре мы советуем выбирать шкот без лебедке, сразу через блок уверенными размашистыми руками, встав прямо на борт яхты. И только затем накинуть один-два шлага на лебедку.
После этого необходимо набросить два или три дополнительных шлага лебедку , удерживая в натянутым шкот , вставить ручку и не одевая на стопорное кольцо шкот добрать его до необходимого натяжения.После всех операций наложить шкот на стопорное кольцо.
Работаем с кранцами
Кранцы — подкладки, которые кладут между судном и причалом, чтобы не испортить борт судна. Раньше они были сплетены из канатов или веревок в зависимости от тоннажа судна, но в последнее время они вытеснены надутыми воздухом резиновыми шарами или цилиндрами.
В подготовке кранцев к швартовке может и должен поучаствовать каждый, независимо от того, мужчина это или женщина. Здесь все просто, главное – научиться правильно вязать нужные узлы и знать на каком расстоянии крепить кранец. Распространенное мнение, что кранцы можно поднять на борт и оставить их на палубе- ошибочно.
На волне или в свежую погоду, даже при смене галса – такой кранец попросту может уйти с палубы в море, что доставит в лучшем случае неудобство для его вылавливания, в худшем – Вы отдадите стоимость потерянного кранца чартерной компании.
Наш совет один — отошли от причала на безопасное расстояние , отвязывайте все кранцы, предварительно подняв их на палубу, и убирайте в рундуки или спкскайте в кают-компанию. Причем , если Вы участники гонок – советуем их сложить рядом с мачтой и как можно ниже , сгруппировав их в кучу в кают –компании. Привязывать кранец к леерному ограждению необходимо выбленочным узлом, который можно проконтролировать дополнительным шлагом.
Кранец должен располагаться за бортом таким образом, чтобы на стоянке или при подходе создавать максимальную щель (прослойку) между соседними яхтами или пирсом, чтобы даже на волнении кранец не вылетал из образованной щели. Кранцы необходимо распределить таким образом, чтобы по всему борту обеспечить щель между яхтой и пирсом (соседней яхтой).
Работаем на фалах, поднимаем паруса
Фал-это трос, с помощью которого можно поднять и опустить любой парус.
Что необходимо сделать чтобы поднять парус?
Работающий человек с фалом сразу почувствует, что поднимать парус становится все тяжелее и тяжелее, чем выше его поднимаешь. Поэтому лучший вариант для подъема грота работать вдвоем — один на лебедке, а другой — у мачты. Вначале – тот кто у мачты- расправляет грот, чтобы он легко поднимался , затем когда грот поднимется на 2/3 он с усилием должен потянуть за фал, выходыщий между мачтой и блоком на паолубе, одновременно второй – добирает слаибну на лебедке.
Таким образом грота-фал будет набит . Что касается стакселя – если нет закрутки, то второй человек сначала заправляет стаквсель в ликпаз у штага на носу и только затем помогает у мачты выбирать фал. Чем сильнее ветер- тем сильнее надо выбирать фалы, но здесь дело практики и опыта команды. Если стаксель на закрутке – сначала Вы раскручиваете парус, затем добираете его по фалу у мачты по такой же методике как и грот.
Красная кнопка или MOB
На борту крейсерской яхты во время плпавания всегда долджна быть включена радоистоанция и при этом каждый должен знать что такое красная кнопка – MOB и когда ее надо включать.
МОВ- это кнопка ,при нажатии на которую в радиостанция автоматически соединяется с GPS и воспроизводит координаты где в текущий момент находится яхта. Также она посылает в эфир тревожное сообщение о падении человека за борт. Чем быстрее Вы нажмете эту кнопку, тем больше шансов особенно ночью найти человека за бортом – у Вас будут более точные данные координат, где он выпал за борт.
Вообще всем необходимо знать, как работать с радиостанцией – как менять каналы, на каком канале работает береговая служба и соседние яхты- ваши друзья. И главное – как посылать сообщение в радиоэфир.
Каждый член экипажа должен знать, как запустить двигатель, прежде всего из соображений безопасности. Здесь все просто, но на разных яхтах установлены различные типы двигателей, но практически всегда двигатель запускается из кокпита. Бывает так, что шкипер в целях безпоасности может отключить обющее питание двигателем, и только он знает где такой потайной выключатель находится.
Бывает и так, что двигатель не заводится, поскольку не стоит в режиме «нейтраль», поэтому необходимо перед запуском двигателя убедиться что ручка стоит в нейтральном положении. Желательно каждому показать, до каких обротов можно разгонять яхту, чтобы двигатель не перегрелся. Бывали случаи, что двигатель перегревался из-за высокой температуры воды, и здесь важно понимать- еси двигатель в скором времени не отключить он перегреется. Мы за то, чтобы каждый из членов команды попробовал запустить двигатель и управлять яхтой на работающем моторе.
Стопора с рычагом
На яхте существует целая система стопоров с рычажным управлением бегучим такелажем. От их правильной эксплуатации зависит многое и новичкам надо научиться работать с ними. У нас был случай, когда новички, пройдя всю регату под конец ломали ручку стопора, наступая на него или попросту отрывали ее своим усилием. Но здесь все гораздо проще – для того чтобы открыть стопор, через который натянут трос необходимо подтянуть ходовой конец троса (например через свободную лебедку) и когда сила давления ослабнет легко открыть стопор вверх. Если же Вы будете изо всех сил пытаться открыть стопор, не снимая напряжения, есть большая вероятность что он обломится.
Спасательные стредства
Шкипер должен Ва не только показать где находяться спасательные жилеты на лодке перед отплытием, но и показать на личном примере как одевать индивидуальное спасательно средство, что необходимо сделать с теми элементами, которые закреплены на нем. Далее шкипер указывает то место, где будут храниться спасжилеты, а также страховочные поясая, по котороым он также должен происнтуцрктирновать Вас как его навдевать, кК рбаотоаьт ьв нем.
Тогда при нештатной ситуации или в шторомовую погоду у Вас не возникнет проблем. Отдельно хотелось бы сказать про обвязку , на кт орой мождно поднятьсчя на матчу – пуст это и не средства спасения, но Вы долджны знать, как одеть и застегнгуть ее , как прпвильно поднять челдовека в обязвке на мачту.